Воздушные шары в пиротехнике
Еще задолго до того, как в моду вошли всеми любимые небесные фонарики желаний, летающие при помощи горячего воздуха объекты применялись в пиротехническом ремесле. В основном данные устройства применялись не сами по себе, а для подъема на большую высоту разнообразных пиро-устройств: искристых форсов, бенгальских свечей и тому подобного. Данная практика была популярная еще на заре воздухоплавания - в 19 веке. Мы предлагаем совершить еще один небольшой экскурс в историю, ознакомившись с небольшим текстом по данной теме!
Баллоны эти - небольшие монгольфьеры, поднимаемые на воздух от давления горячих паров. Подобные баллоны мастерски изготовляются в казенной С.-Петербургской пиротехнической лаборатории; специалист по этой части - Зандман, посвятивший баллонам целый, крайне обстоятельный раздел в сочинении "Die Lustfeuerwerkerei", v. Max Sandmann (Weimar, F. Voigt).
Вдаваться в подробное описание изготовления баллонов не входит в рамки настоящего сочинения, поэтому, указав на лучшие источники, удовольствуюсь здесь лишь некоторыми общими указаниями.
Монгольфьеры вообще обладают довольно ограниченной подъёмной силой: на 1м3 пространства, наполненного горячим воздухом, приходится всего 300 г подъёмной способности, тогда как то же пространство, наполненное светильным газом, поднимает 700 г; а водородом - в 14 раз более легким, чем воздух - от 1000 до 1200 г. Подъёмная сила водорода практически выражается следующими примерами: без балласта поднимается баллон из тоненькой оболочки коллодия - при диаметре в 1 дюйм; с оболочкой из золотобойной пленки (GoldsehJagerhautchen) ~ при диаметре в 6 дюймов; с оболочкой из тонкой почтовой бумаги - при диаметре и 10 дюймов: с оболочкой из вощёной тафты (вощанки, Wachstaffet) - при диаметре более 3 1/2 фута. Т.к. для подьёма одной собственной массы монгольфьеру требуется почти вчетверо больше кубического содержания, то очевидно, что применять эти шары, оснащённые балластом, можно лишь при условии, чтобы балласт был очень мал или же чтобы шар был очень велик.
И то, и другое условие несколько изменяется тем, что пиротехники сумели усилить подъёмную способность монгольфьеров. Во-первых, тем, что, вместо спирта, употреблявшегося прежде для нагревания монгольфьеров, стали применять суконные венки, пропитанные эфиром: он развивает температуру значительно выше той, которая получается при горении спирта. Во-вторых, умудрились уместить огонь на самом краю внутренней периферии шара, а не так, как прежде - на дальнем расстоянии, под рукавом. Обстоятельство это особенно важно в отношении эффекта: пламя освещает всю внутренность шара, но самого источника почти не видно. Впрочем, для первоначального разогревания шара всё так же, как и прежде, служит спирт, а эфир пускается в ход лишь с того момента, когда начинается подъём.
Поддержкой для очага служит особого рода каркас, привязанный к внутренним стенкам шара полоской ленты, прикрепляемой к экваториальному ободу; сам очаг висит на четырёх металлических петлях. Наконец, для подвешивания различных предметов служит тоненькая жердь, а для вращательного движения баллона к этой жерди приставлены косые крылья.
Таким путём получается возможность поднимать баллоны, роскошно окрашенные в различные цвета, и снабжать их бенгальскими огнями, золотым дождём, бриллиантовыми и кугельными фонтанами, швермерами и вертушками, брандерами и ракетами, звёздами и солнцами, парашютами, цветочным дождём, серпантинами из длинных полосок папиросной бумаги и даже небольшой стаей птичек...
Птички, цветы, серпантины и т.д. годятся, конечно, только для дневных полетов, для каковой цели вид и форма баллонов несколько изменяются.
Относительно подробностей - отсылаю к вышеупомянутому сочинению Зандмана.
Для спуска фейерверочных объектов на высоте имеется ещё лучшее средство, чем шары: это те колоссальные японские змеи, которые при наличии достаточно обширной поляны и при мало-мальски порядочном ветре поднимают несколько пудов на сотни сажен и держат груз совершенно спокойно. По форме змеи эти нисколько не похожи на обыкновенные летучие змеи квадратной или сердцеобразной формы: они делаются в виде громадных парусинных ящиков, подразделяющихся на двойные клетки; японцы изготовляют их из хлопковой бумаги, но бумага эта - даже тонкая, почтовая - так прочна, что её не разорвать. Подробное, роскошно иллюстрированное описание таких змеев содержится, между прочим, в журнале "Zin Gulen Stunde" (1897). Коммуникацию с различными солнцами, звёздами, вертушками, сильными римскими свечами и т.д. устраивают вдоль верёвки, придерживающей змей, и притом лучше всего - из пироксилиновых ниток. Т.к. весь корпус змея можно сделать несгораемым, то эффект надёжнее, чем у шаров; а т.к. змей в состоянии поднять значительный груз, то к жерди, служащей для приыепа балласта, нетрудно прикрепить роскошнейшую воздушную декорацию. Особенно эффектны орлы, венки, короны, вензеля, вертящиеся и неподвижные солнца и звёзды и даже просто крупная гильза с бенгальским огнём, обливающая всю окрестность ярким лучом, меняющим колер по несколько раз.