Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Петарды, "Марсов огонь" и т.п.

При кажущейся простоте и даже "примитивности" классическая петарда не так уж и проста. Мы предлагаем вам ознакомиться с выдержками из трудов пиротехников-классиков XIX века, в которых описаны общие принципы устройства петард и сходных с ними развлекательных пиротехнических объектов. Традиционно мы предостерегаем вас от попыток воспроизвести данные устройства в домашних условиях: это и крайне опасно, и незаконно! Лучше купите петарды в нашем интернет-магазине!


Главная задача при заготовке шлагов заключается в следующем: произвести наиболее сильную детонацию как можно меньшим количеством взрывчатого состава. Такое действие обусловливается возможным уплотнением взрывчатой массы; так что детонацию, равную по силе, можно получить от количества пороха, вдвое меньшего, если придать ему вдвое большую плотность. Достигается это следующим образом.

В медную трубку калибром в 15 мм и длиной в 50-60 см плотно забивается крутое тесто, состоящее из тончайшей пороховой мякоти, смоченной чистым (96%) алкоголем. Алкоголя требуется немного: пыль рассыпают тонким слоем и лишь окропляют спиртом настолько, чтобы хорошенько размятое тесто не рассыпалось между пальцами, если шарик из него крепко сдавить. Затем выталкивают тесто с помощью осадника и тут же, пока оно ещё сыро, режут его на цилиндрики длиной около 4-5 см. Резать нужно отнюдь не стальным ножом, а костяным, роговым или деревянным, - во избежание легко возможного взрыва. Цилиндрики просушивают на бумаге. Заряжают их в очень плотные патроны соответствующего калибра; ради экономии можно пользоваться подходящими фонтанными патронами, уже бывшими в употреблении, но лучше изготовлять специальные патроны или, по крайней мере, усилить старый патрон несколькими свежими оборотами. Патроны для сильных "ружейных выстрелов" - не длиннее 6 калибров.

В каждый конец патрона вставляют по пробке, одна из которых пробуравлена в середине; пробки заталкивают до самого заряда, шейку затягивают наглухо жжёной проволокой; в пробуравленную пробку вставляется стопин. Вместо стопина можно пользоваться ниткой пироксилина: её пропускают сквозь пробку до замычки, т.е. до того чтобы вставить её в патрон, и снизу оставляют небольшой запас, связанный петлёй; пробку, таким образом приготовленную, осторожно вдавливают в цилиндр до тех пор, пока не состоится коммуникация, т.е. пока пироксилин не войдет в соприкосновение с зарядом. Такие объекты называются петардами (petards, Petarde).

Петарда
Петарда

За неимением времени заготовить цилиндрический порох пользуются простым - охотничьим и даже пушечным. На глухой конец патрона забивается тампон (глиняный, гипсовый или бумажный с древесными опилками), сверу набивается порох или его суррогат, вставляется стопин или полоска запальной бумаги, после чего шейка затягивается почти вплотную, а конец стопина подмазывается. Удар слабоватый.

Перестрелка, или батальный огонь (fusillade, Kleingewehrfeuer) состоит из спуска множества петард различного калибра, вспыхивающих вперемешку, хаосом, без всякого порядка; "линейный" или "беглый" огонь (feu de peloton, Lauffeuer, Gewehrsalve), спускающийся дробно, в последовательном порядке, удаётся очень редко, да и цели не имеет, поэтому в пиротехнике не употребляется. Перестрелка устраивается различными способами, из которых наиболее практичны следующие два: 1) из прочных длинных брусков устраивают две - три параллельные перегородки в несколько перекладин; к брускам на равных промежутках крепко привязывают патроны; 2) патроны вставляют в дырки, просверленные в прочных, толстых досках, и скрепляют соединения полосками тряпок или крепкой бумаги, смазанными столярным клеем. Как в том, так и в другом случае, главную роль играют приводы, т.е. расположение их таким образом, чтобы выстрелы следовали, как требуется. Стопины оклеиваются бумагой, а для получения "пауз" в приводы включаются короткие кусочки медленно горящего фитиля: без этих фитилей, задерживающих огонь, вся перестрелка сразу грохнет дробью. Привод должен идти последовательно: от №1 к №2, от №2 к №3 и т.д. до конца; фитиль же вставляется в различных промежутках, отделяя друг от друга группы различного количества выстрелов. Все "комплекты", т.е. ряды петард, помещаемых на общей доске или общей перегородке, запаливают сразу ввиду того, чтобы усилить эффект неправильностью детонации.

Пушенный выстрел (coup de canon, Kanonenschlag) производится из коротких цилиндрических патронов калибром около 5, длиной около 6-8 см. Заряжается тем же и так же, как петарда с цилиндрическим порохом - только для усиления оболочки патрон обвивается двойным рядом жжёной проволоки. Для небольших ударов склеивают патроны из старых игральных карт и обвязывают их прочной бечёвкой.

Пушенный выстрел
Пушенный выстрел

Можно употребить и другой вид корпусов: из картона склеивают прочные кубы, корпус набивают охотничьим порохом, замыкают крышкой, плотно обвязывают двойным рядом крепкой верёвки, смазанной столярным клеем, окунают весь корпус в растопленную смолу, где-нибудь в углу пробуравливают запальное отверстие, заправляют стопин и снабжают запал густой подмазкой. Вместо стопина можно пользоваться и пироксилиновой ниткой.

Если пушечные выегрелы приходится употреблять чисто, то устраивают особого рода мортиру: надёжную медную или железную трубку требуемой толщины и не менее 5 см в калибре умещают в деревянном чурбане, в котором выдолблено место для трубки; закрепляют цементом или гипсом, разведённым с клеем.

Такие объекты обладают значительной отдачей, поэтому их ради предосторожности нужно обязательно прикреплять проволокой к надёжной опоре, например, к столбу; мортиры чаще всего вкапываются в землю почти до края. Кроме того, привод необходимо сделать подлиннее, лучше всего - саженей в 5 для мортиры и аршина в 2-3 для мелких выстрелов.

Канонада, или "Марсов огонь" (Kanonnade, Geschutzsalven) следует тому же принципу, как и белый огонь, но устраивается несколько иначе. Пушечные петарды прикрепляются поштучно к стержню, втыкаемому поглубже в землю; из таких петард образуется несколько параллельных рядов, причём их взаимное расстояние между петардами - не менее двух футов, а расстояние между рядами - около 4 футов. Между первым и вторым рядом во всю длину помещают узенькую доску (Latte), в которой выдолблен продольный желоб глубиной от 6 до 12 мм. В желобки помещается привод - стопин, неплотно оклеенный бумагой, со вставками кусочков медленногорящего фитиля (а,а,а), рассчитанного на паузу в от 1/2 до 1 секунды. Соединение идёт последовательно: от №1 на правой стороне к доске, отсюда переходит на №2 с левой стороны, отсюда - опять к доске, потом - к №3 на правой стороне, затем - обратно к доске и т.д.

Подобная доска устанавливается между третьим и четвёртым, пятым и шестым рядом и т.д. Такая установка носит название батареи (Batterie).

Батарея
Батарея

Паузы устраиваются и иначе: вместо фитиля в привод включают коротенький патрон калибром в 9 мм и длиной от 20 до 50 мм; начиняют их пороховой мякотью (поплотнее) и прикрепляют к доске на нужных местах; длина паузы, как указано, - различная, во избежание регулярности выстрелов.

Батарея с промежуточными патронами
Батарея с промежуточными патронами

Бомбардировка (bombardement) образует пиротехническую картину, состоящую из целого ряда различных шлагов различной силы; для этой цели пушечные и ружейные петарды устанавливаются группами и батареями, выпускающими огонь так, чтобы казалось, что с одной стороны - атака, с другой - отражение. Поэтому поджигают не все группы сразу, а по две противоположных. Тут все искусство сводится к умелому расположению приводов, для которых в данном случае обязательно распланировать чертежи.

Подражание ружейным выстрелам и залпам, весьма полезное для сцены, производится с помощью прибора, описанного и изображённого в сочинении "Die Wunder der Buhne" von Heinrich Grans (Leipzig, Sparrier). Прибор этот состоит из резонатора - прочной сухой доски, уставленной на ножках; поперёк резонатора лежит параллельный ряд гнутких, упругих, прочных деревянных брусков; с одного конца эти бруски плотно привинчены к краю доски, с другого - лежат свободно, выходя за край на два вершка. Таким образом, каждый брусок можно приподнять с длинного конца, и если сразу спустить его, то получится более или менее сильный треск, в зависимости от высоты подъёма. Перед этим рядом выходящих концов помещается валик с рукояткой; он снабжён косыми рядами коротких тупых зубьев или шипов, посредством которых он, вращаясь от доски, поддевает концы брусьев, приподнимает их и с известной высоты спускает на стол. В сущности, всё это устройство, несколько напоминающее механизм музыкальных табакерок, является видоизменением толчеи на зацепах. Т.к. вращение требуется обязательно в одну сторону, от стола, а в противоположную ведёт к поломке зубьев или брусков, то валик снабжён зубчатым колесом с косыми зубьями и "собачкой" (encliquetage, Gesperre). При движении от резонатора собачка перепрыгивает с зуба на зуб, не препятствуя вращению, но при движении в обратную сторону она упирается в ближайший зуб и сразу обрывает ход.