Водяной и театральный фейерверк
Завершая наш продолжительный экскурс в историю пиротехнической науки и ремесла, вкратце пройдемся по достаточно экзотическим областям, к которым относится пиротехника наводная и сценическая. Напоминаем, что данные тексты - выдержки из трудов далекого прошлого, и разумеется, мы крайне не рекомендуем пытаться их повторить! Это противоречит законодательству РФ и кроме того попросту глупо, т.к. пиротехнические знания с тех пор пополнились новейшими достижениями физики, химии и т.д. Желающих вступить на этот тернистый путь милости просим в соответствующие учебные заведения!
Плавающие объекты
То, что в программах принято иногда называть "Венецианским праздником" (Venetianiches Fest) - просто-напросто фейерверк, сожжённый на воде.
При полном безветрии и совершенно гладкой поверхности (на озере или большом пруде) лучшей арены и желать трудно: каждая ракета, каждая группа, каждый фронт отсвечивается в зеркальном лоне вод, образуя рефлексы и эффекты, складывающиеся в дивную, просто магическую картину. Но в отношении удобства - вопрос иной: фейерверк сжигается на плоту или на барке, так что места мало, повернуться негде, всякая оплошность на виду, в случае беды - деваться некуда, а вдобавок ко всему - сырость. Ввиду этого фигуры и группы (в сущности - те же, что и для материковых фейерверков) устраиваются несколько тщательнее и располагаются как можно аккуратнее, причём особое внимание обращают на защиту каждого объекта от влияния сырости.
Но есть и целый ряд специально "водяных" объектов, спускаемых либо на воду, либо прямо на воде. Ими мы и займёмся.
От всех без исключений водяных объектов требуется два главных условия: во-первых, способность держаться на воде и притом на желаемой высоте погружения, а во-вторых - полная непромокаемость. Третье условие - способность гореть под водой - обязательно лишь для некоторых специальных предметов, подверженных нырянию случайно или нарочно.
Непромокаемость достигается чаще всего смазкой масляным лаком или клеем, распущенным в льняном или конопляном масле; в иных случае ях употребляют тоненькую плёнку из коллодия или резины. Практичнее, дешевле, проще и быстрее всего способ, предлагаемый Эшенбахером.
В котле, по возможности глубоком и достаточно большом, чтобы вместить самый широкий объект, растапливают чистое бычачье или баранье сало (отнюдь не свиное и не гусиный жир), дают ему остыть столько, чтобы оно начало твердеть, и в этот момент опускают в него все водяные объекты один за другим, окуная их целиком, вместе с головой и запалом. Для того чтобы сало могло хорошенько пристать, весь наружный корпус объектов покрывается слоем толстой пропускной бумаги (Loschpapier).
Плавучесть обусловливается специфической лёгкостью предмета, т.е. таким удельным весом, который способен держать объект на воде. Достигается это с помощью поплавков - либо глухих, либо открытых. Глухие поплавки имеют вид либо конуса, обращённого окончанием вниз (вроде глухой воронки), либо двух конусов, соединённых основаниями (вроде буйка). Открытые поплавки образуют манжетку или высокий ободок с отлогими стенками (вроде формы для пуддинга или чашки с круглой дырой посередине).
Поплавки делаются из папки, пропитанной салом, но при частом употреблении пользуются деревянными или жестяными поплавками. Наипростейший вариант поплавка состоит из пробочной пластинки; это не всегда удобно.
Погружение на определённую глубину получается путём выварки удельного веса: поплавок должен быть, на всякий случай, несколько крупнее, чем бы требовалось; для уравновешивания прибавляют балласт (песок или дробь) столько, чтобы объект выдавался лишь очень невысоко над поверхностью воды.
Некоторую устойчивость обеспечивает приспособление, предлагаемое Ламарром: он пользуется односторонними конусами, сверху залепленными крышкой, к оконечности каждого конуса привязана железная проволока со свинцовым грузом.
Если корпус объекта состоит из цилиндра, то к верху приделывают воронку из папки, а к основанию подвязывают груз в виде свинцового шарика. Совершенно особое устройство имеет "блуждающий огонь", о котором сказано ниже.
Способность горения под водой обусловливается наличием состава, который бы развивал количество кислорода, достаточного для окисления основы без участия атмосферного воздуха. Таким составом является, между прочим, следующая смесь: сушёной бертолетки - 24, пороховой мякоти - 12, серы в порошке - 6, угольной пыли - 12. Если этим составом наполнить патрон, зажечь его и пламенем опустить в воду, то он не перестанет гореть так же, как на воздухе.
Шлаги находятся в нижней, герметично закупоренной части плавающих объектов и сообщаются посредством засаленной трубки с запалом, находящимся на высшей (кульминационной) точке прибора.
Перечислим некоторые из наиболее употребимых плавающих объектов.
Водяное солнце (Wasser-Sonne) и вертящиеся звёзды требуют поплавка с несколько возвышенными бортами; к этим бортам прикрепляются форсы, в центре стоит фонтан, а вокруг фонтана вставляется круглый ряд - двойной или тройной - фигурных свечей или цветных фонтанчиков. Осью вращения служит конус поплавка, а гнездом - вода. Если требуется расширить площадь установки, то шайбу со спицами кладут поверх поплавка, причем окружность колеса выдвигается далеко за пределы бортов плавучей подставки. Если же требуется поднять колесо высоко над водой, то устраивают бакан, на котором возвышается проволочный остов, состоящий из четырех прутов, к концу которых прикреплён проволочный круг.
Спускать ракеты из воды крайне неудобно. Для ординарных ракет требуется большой деревянный поплавок с балансиром, спускной штангой на одном боку и противовесом - на другом. Ракета с хвостом в воде привязывается к штанге стопином или пироксилиновыми нитками и очень нередко даёт "фук". Ракетные вееры и снопы спускаются с каната, натянутого между вбитыми в грунт столбами.
Зато фонтаны, римские и фигурные свечи и т.п. объекты очень эффектны, их проще всего втыкать в круглую пробку. Бенгальский огонь сжигается на сковороде, поддерживаемой четырьмя пузырями, или же в чашке открытого поплавка.
Бураки, мортиры, метательные трубки и т.п. объекты имеют открытый поплавок в виде воронки и снабжены грузом у основания. Между кугелямя или в прослойках между швермерами, служащими начинкой, а также над шлаговыми слоями посыпается состав, горящий под водой (см. выше). Требуется его на каждый слой столько, чтобы все швермеры или вся поверхность шлага были закрыты вплотную. Шлаговой шайбы при наличии этого состава не требуется.
Вертун (Dreher) состоит из форсового патрона, набитого сильным искристым составом; затянут с обоих концов наглухо, запальное отверстие - сбоку, у шейки; сидит в воронке, у основания - груз. При спуске сильно кружится.
Бегуны (Wassercourier) делаются из бесхвостой ракеты или швермера, патрон которых вставляется в поплавок, образующий воронку или двойной конус; если оставить бегун без груза, то он так же быстро и прытко рыскает по воде, но держится не вертикально.
Бегун с двойным огнём (Doppellaufer) помещается в открытом поплавке, устроенном чашкой; в центре стоит вертикальная трубка с ярким пламенным огнём или с римской свечой, а другая трубка, начинённая сильным искристым составом, лежит вертикально хвостом к центру, головкой на борту. Оба запала соединяются общим приводом. При спуске фонтан или форс, лежаший на борту, погоняет бегуна со значительной скоростью.
Нырок (Taucher) снабжён двойным конусом почти около самой шейки; заряжается двойными слоями; на самое дно забивается шлаг, сверху насыпается 2 калибра искристого состава, затем 1 калибр мякоти, потом опять 2 калибра состава, затем 1 калибр мякоти и тд. На самом верху, под запалом, должен лежать цветной состав. Эффект спуска - следующий: сначала вспыхивает искристый состав, затем следует первый шлаг (от мякоти); шлаг заставляет объект нырнуть, но сильный напор газов не пропускает воды, а поплавок мгновенно с грузом вытягивает нырок на поверхность воды. Это ныряние происходит при каждом выстреле; действие заканчивается сильным шлагом.
Блуждающий огонь (Irrwisch, feu follet) отличается особой конструкцией корпуса: к нижнему концу трубки под тупым углом (130-135°С) приставлен наглухо затянутый кусок пустой трубки. Заряжают, как нырок, причём на самый верх набивается 1 калибр совершенно пассивного яркосветящегося состава. Запаливают у лодки, плота или берега и отталкивают шестом как можно дальше. В воде стоит криво, при появлении фонтанного огня быстро скользит по воде, притом нижняя трубка служит рулём, при шлагах ныряет.
Помимо этих объектов, из папки делают корпуса движущихся и светящихся кораблей, лодок, лебедей, уток и т.д. Корабли палят, загораются и взрываются, лебеди и утки также оканчивают существование взрывом. Устраивают и целые аллегорические декорации с группами тритонов, наяд, дельфинов и пр. окружающих Нептуна или Амфитриту на колеснице.
Наконец, весьма изящны надводные группы - особенно мозаика, висящая на проволоке или канате, натянутых между двумя мачтами.
Театральный фейерверк
Выше приведён целый ряд рецептов для театральных огней; специальное применение различных объектов для сцены встречается подробнее всего у Зандмана. Со своей же стороны позволю себе заявить, что на сцене обязательно избегать всяческой пиротехники, не только во избежание опасности от огня, но и ввиду газов, крайне вредных для актёров и певцов. Избежать же применения фейерверочных изделий всегда возможно при помощи электрического рефлектора с цветными стеклами и в некоторых случаях - посредством волшебного фонаря. Так, например, превосходная зарница и отличная разносторонняя молния воспроизводится мейнингенцами в 1-м действии "Вильгельма Телля" в момент грозы при помощи фонаря, установленного на сцене под картонным утёсом, впереди суфлера. Яркий, густо-багровый и притом волнистый свет зарева получается электрическим рефлектором, перед которым поставлено корыто с негашёной известью. В нужный момент в корыто наливается вода и появляется пар, освещаемый багровым светом и т.п.
В крайнем случае, электрический свет можно заменить группой Ауэровых горелок. О способе замены ружейной перестрелки особым прибором сказано выше.