Пиротехнические материалы. Землистые вещества
Предположим, Вас заинтересовала профессия мастера-пиротехника. Вы хотите сами создавать салюты, сами придумывать эффекты. Что делать, куда пойти учиться? Главное - не становиться самоучкой! Про саперов говорят, что они ошибаются только один раз. А ведь пиротехники тоже имеют дело с врывчаткой! Более того, они экспериментируют со взрывчатыми веществами в поисках новых смесей, эффектов. Мы советуем пройти обучение на курсах при НИИ Прикладной Химии в г.Сергиев Посад, а еще лучше - получить высшее химическое образование.
Кальций (Calcium) - это основание известковой земли: соединения его окрашивают пламя в розовый, красный и фиолетовый цвета, но лучшие из них - как, например, азотнокислый и хлористый кальций - до того гигроскопичны, что их не убережёшь от влаги: они скоро расплываются на воздухе. Поэтому приходится довольствоваться менее пригодными, но более устойчивыми соединениями, а именно - сернокислым кальцием (Calcium sulphat), или гипсом, и углекислыми кальцием (Calciumcarbonat), или мелом.
Гипс (Gyps) в природном, чистом виде не годится в дело: его надо сначала прокалить. Поэтому употребляют либо жжёный гипс, имеющийся в продаже, либо мельчат обломки гипсовых фигур. И то, и другое нужно хранить в герметично закупоренной посуде и при случае не мешает прокалить вторично. Сырой, слипшийся в комки гипс никуда не годится. Красит пламя в розовый цвет.
Чистый, хороший мел (Calcaria carbonica - Kreide) - недорог, но попадается не всегда; поэтому Чиколев советует готовить его искусственно посредством смеси растворов хлористого кальция и чистого поташа в воде; белый осадок фильтруется, промывается и сушится. Но ещё практичнее совет Эшенбахера: он мельчит до состояния пыли белый мрамор (каррарский), обломки которого можно достать в любой скульптурной студии (мастерской). Пульверизованный мрамор и очищенный мел (geschlammte Kreide) или испанские белила (blanc d’Espagne) имеются в продаже.
Природный мел красит в особенно густой красный цвет, искусственный - в фиолетовый, а мрамор - в тёмно-красный.
Глина, именно простая, красная или горшечная (Topfertkon), служит только для забивки дна некоторых патронов и более крупных гильз, а в связи с квасцами - для придания несгораемости бумаге и папке. Но белая трубочная глина, называемая каолином и употребляемая для выделки фарфора и фаянса, служит для искристых огней, но опять-таки не в сыром виде, а как мелко истолчённый порошок фарфоровой или фаянсовой посуды (первое - несравненно лучше). Осколки белого, хорошего фарфора, истолчённые в ступе и просеянные сквозь шёлковое сито, дают в мельчайшем порошке яркое, сильное красное пламя с длинными лучами; если же осколки крупные, то они не расплавляются и не сливаются в общую массу, выбрасываемую огненными каплями, а вылетают лишь в Раскаленном виде. То же можно сказать и о фаянсе и стекле.