Традиционная роль огня в мировой культуре
Все народы на разных этапах своего развития считали огонь божеством. В этом он был наравне с грозными и яркими явлениями природы, но из этого ряда огонь выделялся тем, что он мог быть разожжен и человеком. Особенно ярким был культ почитания огня у восточных славян, что до сих пор проявляется в отдельных элементах отечественной культуры.
Славяне устраивали праздники в честь наиболее почитаемых богов в те моменты, когда явно происходили изменения в природе - при смене времен года, при этом, естественно, привязывали эту смену к реальным проявлениям, а не к календарю.
Огонь же не был привязан к сменам сезонов, зато считался непосредственно относящимся к справедливости, "правому делу". По одной из версий, слово "искренность" связано с "искрой", то есть часть огня. Ритуалы с использования огня - прямым или опосредованным (например, в виде раскаленного огнем металла) - давали возможность выяснить истину, служили для подтверждения клятв, проверки намерений.
Замена господствующей религии на христианство изменила и слегка уменьшила роль священного пламени, но характер отношения к огню не изменился. В славянских легендах и христианских апокрифах есть много примеров схожего восприятия пламени, но есть и разница. Так, в славянской мифологии более явно прослеживается связь между огнем и проявлениями истины, мудрости, причем физическое явление и его мистическое отражение не разделены. В христианстве же огонь использовался в некоторых ритуалах, но важнее проявление не истины, а святости - и это поэтому большее внимание уделялось природным явлениям.
До начала петровских реформ ряд церковных праздников сохраняли очень яркие черты дохристианских обрядов. Они были привязаны к славянским торжествам, например, рождество Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) совпадало по времени празднования с торжеством в честь Купалы - "бога изобилия", обещавшего обильный урожай и приплод. Отсюда и современное название "Ивана Купала".
"Игрища" на Купала заключались в обрядах, призванных обеспечить плодородие, призвать милость природных сил. Непременной частью обрядов были зажженные костры - вокруг них водили хороводы, через них прыгали пары.
Интересно, что по некоторым сведениям, в "огненных потехах" использовали не только огонь в чистом виде, но и аналог современных фейерверков. Для этого применяли высушенные споры плауна (лат. Lycopódium), стелющегося вечнозеленого растения, похожего на мох. Другие народные названия - деряга, деряба, пыленка, пыль, пыхучка, попловушка.
Зрелые сухие споры в толченом состоянии при соприкосновении с огнем дают сильную и яркую вспышку, напоминающую молнию, причем без дыма. Благодаря этому свойству и значительной распространенности, а также простоте заготовки и хранения, плаун был отличным и недорогим материалом для устройства "огневых потех" задолго до появления на Руси пороха.
Яркие зрелища с использованием огня и света активно использовались духовенством Русской Церкви в 16...17 веках для поддержания внешнего эффекта церковных ритуалов. Среди прочего они должны были привлекать внимание к элементам служб, разъяснять сложные моменты, а заодно - искоренять "пережитки язычества", связывать огонь не со старыми верованиями, а с новой религией.
Подобное использования огня хорошо сочетается с тем, какое именно значение придавалось огню и свету в христианстве. Достаточно сказать, что аллегорические именования Бога - ignis (огонь), luten (свет), часты использования фраз "свет веры", "пламя души" и тому подобные. Это помогало провести параллели в создании людей между древними представлениями о душе и истине как о священном огне с новыми религиозными постулатами.
В церковной атрибутике большую роль играет огонь (зажженные свечи, лампады, даже факелы) под сводами храма или возле него: это задавало определенный настрой прихожанам, помогало создавать атмосферу праздника или, напротив, нагнетать мрачно-угнетенное состояние.
Светская власть успешно перенимала церковный опыт в организации зрелищных представлений для народа с использованием огня и света. Например, Борис Годунов, чье положение на престоле было крайне непрочно, активно использовал зрелища с использованием огня - от "крестных ходов" с обилием свечей до факельных шествий. Позднее, при дворе первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, была учреждена "потешная палата", в арсенале которой имелись и "огненные потехи".
Сегодня достаточно сложно правильно понять по крупицам сохранившихся данных, как именно выглядели такие мистерии. Разнится и восприятие, и возможности. Однако современные "огнепоклонники" стараются возродить древние традиции на основании известных данных и общей концепции славянской древней религии.
Основная идея мистерии огня в ритуале для большого количества людей - это демонстрация всех связанных с ним метафор и прямого действия пламени на человека. Все действия должны вызывать в воображении человека образы из "древней памяти", общие для всего человечества ассоциации.
Так, факельные шествия - часть современной культуры поклонения огню - это традиционно воинский ритуал, факел в нем олицетворяет оружие. Подтверждение этому факту можно найти в использовании алого цвета - цвета пламени - в облачении легендарных воинов. В частности, на православных иконах Георгий Победоносец всегда изображался в алом плаще или на ярком красном фоне.
Иногда факельные шествия ошибочно связывают с такими мрачными событиями прошлого, как костры ведьм или, если брать "новую" историю, фашистскую Германию. На деле же факельные шествия использовались и в ритуалах празднования - например, в Керчи факелы несут участники парад в честь Дня Победы над фашистами.
Огонь является символом мужества, а также мужского начала. Огонь - это сила, отгоняющая болезни и нечисть, холод и голод. Он олицетворял семью (род), связь поколений, связь людей. Новобрачную обводили вокруг печи (огня), в новый дом переносили угли из старого очага, все важные дела решались возле пламени, угасший огонь - прервавшийся род.
Огонь сопровождает человека от рождения и до смерти, он меняет жизненный уклад и историю человечества. Считается, что повелевать огнем могут боги и люди - но люди не имеют полной власти над пламени, часто становясь его жертвами.
В славянской традиции часть богов были неразрывно связаны именно с огнем. Так, Перун, бог воинов, был и богом грозы, "небесного огня". По вере древних русичей, Перун родился от "отца богов" Сварога и земной женщины Лады-Славы (второе имя, по преданиям, дало название племенам славян), причем его рождение сопровождалось сильным землетрясением.
Чествовали славяне и бога солнца - Ярило, олицетворением которого на земле также был живой огонь, зажженное молнией пламя.
Те простые по своей организации огненно-световые зрелища (самым ранним из которых был обычный костер) стали законными предшественниками современных фейерверков. Огонь становился центральным элементом праздника, местом встречи людей, символом торжества.
Особенно ярко участие пламени проявлялось в Купальских игрищах - здесь огонь и вода, противоположные стихии, соединялись в одном действе, как брат и сестра. Учитывая, что само название "Купала" связано с "купанием", то есть погружением в воду, стоит вспомнить ритуалы со сбрасыванием в воду горящего чучела, куклы или огненного колеса, олицетворяющего Купалу.
Купальские костры, поднимающиеся высоко в ночное небо, будто объединяли мир людей и богов, Яви и Прави.
Более поздние празднования, в 16-17 веках, "огненными потехами" сопровождались и церковные праздники - вплоть до Крещения. Скоморохи и потешники с помощью высушенных спор плауна и специальных трубок устраивали подобия фейерверков. Описание действий таких "халдеев" оставил ученый и путешественник Адам Олеарий, бывший в России в 30-х годах семнадцатого века: Они ежегодно получали от патриарха разрешение в течение восьми дней перед Рождеством и вплоть до Крещения бегать по улицам с особым фейерверком, причем они зажигали прохожим бороды и особенно приставали к мужикам; ...кто желал быть пощаженным, должен был платить копейку. Они были одеты как во время масленичного ряженья, на головах у них были деревянные размалеванные шляпы, а бороды были вымазаны медом, чтоб не быть зажженными огнем, который они разбрасывали.