Фейерверки в Российской Империи при Петре I
Наиболее выразительно и полно "раскрылось" искусство фейерверка в период правления Петра Первого. Тогда в небесах цветные огни творили удивительные картины: водные каскады и роскошные хоромы, беседки и сады, битвы и библейские сцены. Сложно представить, насколько удивительные зрелища представали перед глазами неискушенных жителей тогдашней России.
Такое активное развитие искусства фейерверка неразрывно связано с именем царя, ведь привязанность Петра к различным "огненным потехам" широко известна, как и именование государя "бомбардиром".
Под влиянием европейской культуры менялся сам характер торжеств, государственных, церковных и частных. Первой крупной вехой такого рода стало празднество в честь победоносных батальонов российской армии под Азовом (в 1696 году). "Огненная потеха" состоялась в Черкасске, на пути армейских частей в Москву.
Постепенно фейерверки стали частью не только победных торжеств. Так, после введения в 1700 году нового календаря, наступление Нового года стали праздновать 1 января вместо 1 сентября. Праздник в честь наступления нового года и века был грандиозным, согласно царскому указу от 20.12.1699 года порядок торжества был определен так:
Да генваря ж в 1 день ... друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненный потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям ... каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкаго ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов ... и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы ... такой огонь класть или кто похочет на столбиках поставить по 2 или по 3 смоляные и худые бочки, и наполняя соломою или хворостом, зажигать.
Как сообщают очевидцы тех далеких событий, торжественные фейерверки сопровождали военные парады и богослужения. Помимо централизованных представлений, праздничную атмосферу поддерживали многочисленные костры и запуск ракет, дома украшались "ветвями от разных дерев".
Петр Алексеевич очень много внимания уделял пропаганде новых идей, стремился укрепить веру подданных в возможность победы над таким сильным противником, как Турция, а впоследствии - Швеция. В мемуарах очевидцев сохранилась фраза, адресованная государем к посланнику Пруссии, барону Г. фон Мардефельду:
Чрез увеселительные огни могу приучать своих подданных к военному пламени и их во оном упражнять.
Большую роль в таком "приучении" играли разнообразные публичные торжества - от парадов до театральных постановок, от фейерверков до демонстрации триумфальных сооружений. Яркие праздники объединяли людей, позволяли им поверить в свои силы и могущество страны, вызывали патриотический подъем. Одновременно история таких мероприятий становилась своеобразным "календарем" военных и политических достижений страны.
Подготовка фейерверков была непростым делом, поэтому к процессу привлекали достаточно много специалистов. Первую часть работы - создание идеи, формирование художественного образа - часто выполнял сам царь и его приближенные, далее к делу подключались художники (живописцы и граверы).
Их задачей была проработка предварительных эскизов, отдельных моментов представления - все это оформлялось в виде набросков, картин и гравюр. Благодаря тому, что часть этих "подготовительных рисунков" сохранилась, мы можем теперь лучше представить весь размах и грандиозность подобных постановок.
Найти наброски и гравюры можно в различных музеях России, но даже по ним трудно в полной мере осознать, насколько пышными и яркими были зрелища, столь популярные в 18-м веке. Сложно и описать их на страницах этого альбома, поэтому предлагаем Вашему вниманию лишь несколько характерных примеров.
После художников, или, как сказали бы мы сейчас, дизайнеров, начиналась работа технических специалистов - пиротехников (старое название - фейерверкеры). Если начало в этой области было положено мастерами-иностранцами, то уже очень скоро их опыт в полной мере переняли и заметно развили русские умельцы.
Интересно, что в то время было принято классифицировать фейерверки как "низовые" и "верховые". "Верховыми" считались фигуры, оставляемые в небе ракетами: взлетая, они создавали причудливые рисунки реактивного следа или при разрыве выбрасывали в воздух мелкие детали "огненного дождя" - звездочки, капли, швермеры и другие.
"Низовые" фейерверки - это закрепленные на земле подвижные и неподвижные фигуры, дополненные огнями. Наиболее красивые, яркие и причудливые композиции складывались из комбинации "верховых" и "низовых" фигур.
Празднества дополняла иллюминация - то есть щиты-транспаранты и украшения фасадов с подсветкой. Свет, искры и огонь давали контурные изображения, выложенные фитилем. Пропитка его специальным медленно горящим составом давала возможность обеспечить яркое свечение и искрение без возгорания остова. Позднее появились также специальные контурные "свечи", они давали уже не искры, а огонь и предоставляли больше возможности для "рисования" любых изображений, надписей или эмблем.
Декорации таких "огненных представлений" могли быть громадными: украшались дворцы, памятники, ограды и прочее. Помимо уже перечисленных пиротехнических приспособлений, использовался старый, но эффективный метод закрепления плошек с горящим маслом или жиром.
Фигуры фейерверка поджигались группами в разных комбинациях. Благодаря этому каждое зрелище было уникальным и роскошным, а эффект в целом зависел от того, насколько высоко было мастерство и богата фантазия мастера-пиротехника. Впрочем, воображения умельцам огненных дел было не занимать. Известный фейерверкер 18-го века М.В. Данилов наставлял учеников, что представлять одну и ту же фигуру дважды нельзя, необходимо каждый раз изобретать что-то новое.
Главный фейерверкер был своего рода режиссером фильма, он руководил всеми стадиями процесса, частично участвовал в нем, но скорее распоряжался подручными мастерами.
На картине голландского гравера Адриана Шхонебека, который с 1698 года и до конца своей жизни работал в Москве, руководил граверной мастерской Оружейной палаты, можно увидеть одного из таких режиссеров-фейерверкеров. Собственно, серия гравюр представляет фейерверк 1.01.1704 года в Москве по случаю взятия крепости Канцев (Ниеншанца) в 1703 году. Серия позволяет в полной мере оценить это потрясающее торжество с множеством восхищенных зрителей, демонстрирует удивительные аллегорические картины.
В одном из отделений представления присутствовала сложная декорация: несколько ее фрагментов приводились в движение сложным механизмом. Вначале на "сцене" появлялись две колонны, навершия которых были украшены коронами. Одна была воплощением Польши, другая - России. Колонны подсвечивались разноцветными огнями.
Далее на сцене из-за декорации, изображавшей гору, появлялся фигура льва - аллегория армии шведов. "Лев" опрокидывал "Польшу", бросался на "Россию", но мог лишь качнуть колонну. Далее сверху опускалась горящая огнями фигура орла - это была аллегория русской армии. "Орел" выпускал разноцветные огненные стрелы, "поражавшие" "льва". Завершающей частью представления был зрелищный "взрыв" "льва" и подъем "столпа", олицетворявшего Польшу. Такое аллегорическое представление событий мало понятно нам, но было совершенно ясно современникам событий - русско-шведской войны, нападения Швеции на Польшу, поражение Швеции русской армии и возвращение престола Речи Посполитой ее королю Августу.
Обеспечивая развитие пиротехники, Петр Алексеевич приказал выполнить перевод на русский лучшего на тот момент учебника И.З. Бухнера "Учение и практика артиллерии". Помимо естественного для нас описания использования артиллерии во время боя, вторая часть книги содержала рекомендации по разработке и воплощению идей "огненной потехи". Перевод был издан в московской типографии в 1711 году.
Помимо победных салютов, фейерверками сопровождались другие торжества. Так, подобными зрелищами радовал зрителей праздник кавалеров ордена Андрея Первозванного, наиболее почитаемого на Руси апостола христианства. Этот орден, первый в России, был создан Петром Алексеевичем в 1698 году, его кавалерами становились генералы, адмиралы, вельможей за заслуги перед царем и державой.
Широко чествуя кавалеров Андреевского Ордена, Петр Первый привлекал внимание общественности к их подвигам. Естественно, основным аллегорическим изображением в этот день становился Андреевский Крест, сияющий ярким голубым пламенем. Аналогично отмечался день поминовения Александра Невского, позднее этот праздник стал ежегодным.
Чаще всего фейерверки проводились в Летнем саду. С 1718 года он стал местом проведения "ассамблей". Сумерки в Летнем саду расцвечивались фонариками на ветвях деревьев и кустов, а ночь - огнями фейерверков. Праздничные гуляния часто затягивались до утра, благодаря свету костров, бочек со смолой, салютов и иллюминации. Интересно, что появление в начале 18-го века освещения улиц в крупных городах пошло именно от таких праздничных "осветительных устройств".
Дополнительно, ради безопасного выполнения "огненных потех", в 1730-е годы возле Васильевского острова - напротив дворца императора на Невской набережной - была создана театральная сцена на свайном основании. По праздникам здесь устраивались иллюминации, обязательно подсвечивались здания Кунсткамеры и Петропавловловки, рождая ощущение громадных сказочных декораций на фоне ночного города. Запуск ракет и шутих сопровождался артиллерийской канонадой, громом ударных и духовых инструментов.